
Напряжённые отношения и конфликты интересов могут помешать странам-участникам работать совместно в рамках возведения коридора Север – Юг, говорится в статье азербайджанского ресурса AzerNews.
В разборе отмечается, что проект с самого начала прямо или косвенно затрагивал большое количество стран от Балтийского региона до Южной Азии, и Иран с Азербайджаном считались ключевыми участниками инициативы.
Высказывается мнение, что кроме Азербайджана у РФ и Исламской Республики нет достойной сухопутной альтернативы, по причине чего Москва и вложила 1,3 млрд долларов США в завершение иранской железной дороги Решт – Астара, которая подойдёт именно к азербайджанской границе, где также ведутся работы по обустройству инфраструктуры.
При этом в азербайджанской статье заранее критикуется возможность прохождения коридора альтернативным маршрутом – через Армению и Грузию (который в реальности имеет крайне отдалённые и, скорее всего, чисто гипотетические перспективы), заявляя, что такому развороту сможет помешать нестабильность в Чёрном море, связанная с Украиной.
При этом Баку хотел бы видеть транзит через Армению на своих условиях – через т. н. Зангезурский (Сюниикский) коридор – и в своих интересах, но непосредственно к коридору Север – Юг эти устремления Баку отношения уже не имеют, скорее играя в пользу альтернативных транспортных инициатив.
Мультимодальный транспортный коридор Север – Юг, это международный проект России, Азербайджана, Ирана и Индии по созданию Евразийского торгового маршрута, который был бы короче традиционного морского пути, проходящего через Суэцкий канал.
Ранее предполагалось участие в инициативе и ряда европейских стран. В частности, Финляндия тестировала отправку контейнеров в Индию летом 2021 года. Однако в связи с резким крахом отношений России и Запада все инициативы на данном направлении свернули.
Тем не менее, Россия, Иран, Азербайджан и Индия собственными силами продолжают строительство инфраструктуры, необходимой для полноценной деятельности маршрута.
- Использованы фотографии: Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана