
В ноябре этого года ожидается второе чтение законопроекта, который устанавливает солидарную ответственность за ДТП с участием такси. Общероссийское объединение пассажиров выступает против и будет добиваться пересмотра этой инициативы, сообщает ИА DEITA.RU.
Солидарная ответственность – это когда ответственность за аварию лежит и на таксисте, и на агрегаторе. Предполагается, что если агрегатором были допущены какие-то нарушения, то ответственность лежит полностью на нём. Но текущая версия законопроекта предполагает, что если агрегатор никак не причастен к аварии, то он всё равно делит ответственность с таксистом, что идёт вразрез с Гражданским кодексом, нарушая презумпцию невиновности.
Противники законопроекта опасаются, что в случае принятия законопроекта в текущем виде стоимость услуг такси вырастет на порядок, так как агрегаторам придётся закладывать в стоимость поездок и риски, на которые они повлиять не могут, и расходы на возможные судебные разбирательства.
Также закон чреват «нигилизмом в водительской среде» шофёры могут дать слабину, осознав, что ответственность переложена на агрегаторов, что приведёт к росту аварийности с такси.
ООП предлагает заменить солидарную ответственность субсидиарной, когда агрегатор возмещает ущерб, только если владелец автомобиля (таксист – индивидуальный предприниматель или таксопарк) не сможет этого сделать. Такой вариант возмещения ущерба предлагали сами агрегаторы ещё в 2020 году,
Председатель ООП Илья Зотов обращает внимание, что поиск владельца автомобиля – это и есть основная проблема в ДТП с участием таксиста. Действующее законодательство не запрещает прямым текстом передачу управления автомобиля третьим лицам при наличии разрешения.
«Сегодня сложилась порочная практика, при которой автомобиль такси вместе с разрешением многократно передавался в аренду и субаренду из рук в руки без ведома и разрешения. В итоге машина могла оказаться во владении нелегального мигранта, который после ДТП просто выезжал из страны и скрывался от ответственности», — рассказал «Известиям» Илья Зотов.
Законопроект, направляемый на слушания этой осенью, предполагает, что автомобиль такси третьим лицам передавать будет нельзя, а регионы будут вести реестры таксистов и таксопарков – лиц, на которых лежит обязанность возмещения ущерба. Эта информация должна находиться в открытом доступе.
Иного мнения придерживается другой эксперт, основатель Telegram-канала «Омбудсмен такси» Антон Максимов. По его мнению, при солидарной ответственности пассажиры могут остаться вообще без компенсации, так как субсидиарная ответственность сервисов будет распространяться только на случаи, когда перевозчик — индивидуальный предприниматель или самозанятый, но не юрлицо. А при солидарной ответственности агрегатор всё равно не заплатит больше, чем имеет.
Некоторые юристы полагают, что степень ответственности агрегатора и перевозчика всё равно будет каждый раз определять суд.