
pexels.com Общество
Внезапно вспыхнувший ирано-израильский конфликт нанес болезненный удар не только по Тегерану, но и по мусульманскому единству во всем мире. Весь коллективный Запад наоборот сплотился вокруг Израиля при его атаках на Иран. Причины такой ситуации разобрала газета «Взгляд».
Запад практически единогласно выразил поддержку Тель-Авиву. Те, кто ранее были жесткими критиками израильской политики в секторе Газа, теперь встали на сторону Нетаньяху. Канцлер ФРГ Фридрих Мерц неожиданно заявил, что Тель-Авив выполняет «грязную работу» за Запад.
Европа даже оказывается военную помощь своему ближневосточному союзнику, сбивая своими истребителями иранские ракеты и беспилотники. Более того, США готовы начать ракетные удары по Ирану, если соответствующее решение примет Трамп.
Что же наблюдается с другой стороны? Мусульманские государства Ближнего Востока в лучшем случае критикуют Израиль за нападение на Иран. Никто из этих лидеров этих государств не заявил о готовности вступиться за единоверцев, а Иордания вовсе встала на сторону Израиля, помогая в перехвате иранских беспилотников и ракет, пролетающих через их воздушное пространство.
Здесь, по мнению авторов статьи, наблюдается общемировая тенденция, при которой религиозная и этническая самоидентификация размывается в процессе формирования национальных государств, уступая место национальным интересам.
— В Европе она быстро исчезла. Национальные государства пресекли претензии главного носителя идентичности – Ватикана – на роль общеевропейского поводыря. И даже стали создавать собственные национальные церкви – как это сделали власти Германии или Англии, — отмечают публицисты.
Схожая судьба постигла и идею славянского братства. Россия активно использовала её в противостоянии с Австро-Венгрией и Османской империей, но в критические моменты истории нередко сталкивалась с предательством со стороны тех же болгар или чехов. Славянская солидарность в итоге осталась актуальна только в отношениях с Сербией — и то, в основном, по прагматическим причинам.
Так и в исламском мире: пока не существовало национальных государств, как при Османской империи, общая мусульманская или арабская идентичность играла заметную роль. Но с XX века, по мере укрепления суверенных государств, религиозная солидарность постепенно уступила место политическим и геополитическим расчетам.
Владимир Жириновский и по сей день удивляет своими точными политическими прогнозами, к такому выводу пришли китайские обозреватели издания Baijiahao