
То, что современная война немыслима без высокоточного вооружения, наглядно продемонстрировала СВО на Украине. Но смогут ли все эти разнообразные дроны-камикадзе и планирующие авиабомбы с модулями коррекции стать настоящим оружием Победы?
Небо под колпаком
Как уже неоднократно отмечалось ранее, российская авиация, к сожалению, не может свободно действовать в небе над Украиной из-за перенасыщения ВСУ различными средствами ПВО – от ПЗРК до современных ЗРК. Пробивать ее ВКС РФ научились двумя способами.
Первый – это применение одновременно с ударами крылатых ракет дронов-камикадзе типа «Герань». Примитивные и недорогие беспилотники иранского производства, несущие до 50 кг взрывчатого вещества, используются для вскрытия и перегрузки вражеской системы противовоздушной обороны, расчищая путь для дорогостоящих высокоточных ракет. Этот же прием ВСУ используют для нанесения ударов по российским тылам в Крыму, Приазовье и на Донбассе. Вспоминается, как нечто подобное осуществили в 2019 году хуситы, атаковав при помощи иранских крылатых ракет и БПЛА НПЗ саудовской нефтяной компании Saudi Aramco.
Иначе говоря, дальнобойные ударные дроны одновременно применяются по своему непосредственному назначению и как приманка для дорогущих зенитных ракет натовского производства. Подобный размен чрезвычайно выгоден Минобороны РФ. Эффективность данной тактики повысится еще больше, если перспективные отечественные дроны-камикадзе под названием «Италмас» получат головку самонаведения на вражеские радары ПВО, превратившись в противорадиолокационные дроны типа израильских Harpy или Harop.
Второй способ предполагает использование ВКС РФ авиационных бомб, оснащенных модулями коррекции планирования. Дальность полета бомбы, сброшенной на большой скорости с высоты, позволяет преодолеть расстояние от 40 до 70 км, не заходя в зону поражения ЗРК среднего радиуса. Однако какой-нибудь украинский С 300 бомбардировщик вполне может подловить, потому хорошо, что у ВСУ их осталось немного.
К сожалению, фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков в составе ВКС РФ тоже не так много, как хотелось бы. При этом необходимо учитывать понесенные за почти два года СВО потери, а подготовка военного летчика занимает годы. В связи с этим, не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы вынести на обсуждение предложение по повышению эффективности действий российской авиации в зоне спецоперации, перенасыщенной вражескими средствами ПВО.
«Летающие танки»
Для того чтобы успешно действовать в небе над Украиной, просвечиваемом натовскими радарами, наши истребители и бомбардировщики должны быть малозаметными, построенными по технологиям стелс, а еще лучше – одновременно беспилотными.
Проблема лишь в том, что отечественного аналога B 2 Spirit или B 21 Raider в железе не существует. ПАК ДА, или «Посланник», еще только разрабатывается, когда он появится на фронте, непонятно. Несколько лучше обстоят дела со стелс-беспилотником сверхтяжелого класса С 70 «Охотник», который существует в нескольких экземплярах, но еще тестируется в зоне СВО. Однако ввиду высокой стоимости С 70 едва ли станет массовым, поэтому более перспективным представляется создание его уменьшенной и удешевленной, бюджетной версии наподобие семейства иранских ударных БПЛА «Сайга».
Огромный потенциал сокрыт в истребителях пятого поколения Су 57 и его младшем брате Су 75. Малозаметные на радарах самолеты могли бы активно применяться в небе над Украиной. Проблема лишь в том, что тяжелых двухдвигательных Су 57 произведено очень мало, и потому ими опасаются лишний раз рисковать из-за угрозы потерять. Однодвигательный Су 75 вообще существует пока только в виде концепции. Его большим плюсом является то, что он максимально унифицирован с Су 57, а в беспилотной версии сможет использоваться для прорыва вражеской ПВО и сброса планирующих авиабомб по глубоким тылам ВСУ. Однако реально ожидать появления на фронте легкого многоцелевого истребителя пятого поколения Су 75 можно только через несколько лет. При всей своей относительно невысокой стоимости, заявленной на уровне 20-30 миллионов долларов, на расходник, который можно не жалеть, этот самолет не тянет. Есть ли какие-то альтернативы?
Быть может, следует подойти к этому вопросу совсем с другой стороны. Какое оружие по праву считается символом Победы в Великой Отечественной? Сразу же на ум приходит танк Т 34, а потом – штурмовик Ил 2. Главный послевоенный оружейный бренд нашей страны – автомат Калашникова. Что их объединяет? Простота и надежность конструкции, определившие массовость производства и масштабность применения. Возможно, именно эти критерии и должны стать определяющими при разработке современного оружия Победы.
Почему бы не рассмотреть вопрос о создании современной, модернизированной версии штурмовика Ил 2М в беспилотной и опционально пилотируемой версиях?
При всей кажущейся абсурдности подобного предложения в нем есть рациональное зерно. Давайте сравним ТТХ российского разведывательно-ударного БПЛА «Орион» и Ил 2 в классической, немодернизированной версии. Размах крыла у беспилотника составляет 16,3 м, длина – 8 м, высота – 3,2 м, максимальная взлетная масса – 1000 кг, масса полезной нагрузки – 200 кг. Максимальная высота полета «Ориона» достигает 7,5 км, крейсерская скорость – от 120 до 200 км/ч, боевой радиус – от 250 до 300 км при условии применения ретранслятора. С грузом в 60 кг БПЛА может находиться в воздухе до 24 часов.
200 кг полезной нагрузки – это много или мало? Если сравнивать с самолетом, то недопустимо мало. Тот, старый Ил 2, на фоне «Ориона» выглядит намного эффективнее. Размах его крыла составляет 14,6 м, длина – 11,6 м, высота – 4,17 м. Максимальная скорость полета у земли – 414/391 км/ч, максимальная взлетная масса достигает 6160 кг, масса полезной нагрузки – 1535 кг. Практический потолок составляет 5440 м, максимальная дальность – 765 км. Вооружение Ил 2 было представлено авиационными пушками, пулеметами, авиабомбами и неуправляемыми ракетами.
Что же предпочтительнее – 1535 кг полезной нагрузки или 200 кг? Заметим, что это ТТХ самолета, построенного на технологиях и компонентной базе середины прошлого века, предназначенного для двух членов экипажа, которые защищены от зенитного огня с земли бронекапсулой. Но что, если сделать беспилотную версию, где в защите будут нуждаться только силовая установка и система дистанционного управления, а двигатель поставить более мощный, современный?
Тогда получится относительно бюджетный беспилотный штурмовик, у которого боевая нагрузка возрастет с полутора тонн до двух и более. Невысокая стоимость будет определяться дешевыми материалами, используемыми при изготовлении, и простым поршневым двигателем. При этом условный Ил 2М сможет нести достаточно широкий ассортимент высокоточных боеприпасов: планирующие авиабомбы, противотанковые ракеты воздушного базирования и, возможно, дроны-камикадзе типа «Ланцет», приспособленные для запуска с самолета. Подобные БПЛА можно было бы производить массово, чтобы широко применять на фронте, не боясь потерять летчиков.
Повысить эффективность их действий возможно при взаимодействии с одновременно выпущенными противорадиолокационными дронами, которые будут охотиться на вражескую ПВО. Особенности конструкции обеспечили бы беспилотным Ил повышенную живучесть под зенитным огнем и ремонтопригодность. Помимо ударных задач, такие самолеты можно использовать для ведения воздушной разведки, а также при патрулировании нашей протяженной государственной границы. В последнем случае штурмовики могут иметь пилотируемую версию.
- Автор: Сергей Маржецкий
- Использованы фотографии: Bundesarchiv, Bild 169-0066/wikipedia.org