
Война – величайший двигатель прогресса. Еще пару лет назад беспилотники были достаточно редким экзотическим «зверем» в российской армии, но сегодня ВС РФ вынужденно применяют их тысячами, как иностранные, китайского или иранского происхождения, так и отечественные. Об эволюции последних хотелось бы поговорить подробнее.
Герой-«камикадзе»
Едва ли кто-то будет спорить с утверждением, что дроны-«камикадзе» семейства «Ланцет» стали одним из символов СВО. Удачная конструкция и простота в применении позволяют эффективно использовать их на фронте в качестве асимметричного ответа в контрбатарейной борьбе с натовской дальнобойной артиллерией и бронетехникой различных типов. При этом менее чем за два года «Ланцеты» прошли огромный эволюционный путь.
«Ланцет 1», или Изделие 51, представляет собой легкую версию барражирующего боеприпаса. Дальность полета его составляет 40 км, запас хода – 30 минут, а вес боевой части – всего 1 кг. Этого хватало для поражения легкобронированной вражеской техники, но вот с основными боевыми танками возникали проблемы. У его старшего брата «Ланцета 3», или Изделия 52, дальность полета была увеличена до 70 км, а боевая часть до 3 кг. В последующих модификациях вес боевой части дорос уже до 5 кг. Для запуска необходимо было использовать разборную катапульту.
Все это позволило уверенно уничтожать под бдительным оком разведывательного беспилотника даже хорошо защищенную бронетехнику ВСУ при помощи дронов-«камикадзе», пикирующих на цель сверху. Но враг не дремал, и начал прикрывать свои танки так называемыми «мангалами», представляющими собой наваренные над башнями металлические решетки. Тем же пришлось заняться и российским танкистам, а вот израильские новый тренд проморгали, за что поплатились потерями своих хваленых «Меркав» после начала боевых действий против ХАМАС.
Казалось, что антидронное решение, простое и надежное, найдено. Однако очень скоро отечественные конструкторы догадались оснастить «Ланцеты» новым типом боевой части, которая представляет собой так называемое «ударное ядро». Заряд боевой части теперь подрывается еще до непосредственного контакта с танком или прикрывающим его «мангалом», выстреливая разогретый до высоких температур сгусток металла с огромной кинетической скоростью, пробивающий любую преграду.
Все, теперь без комплекса активной защиты, включающего ПВО ближнего радиуса, шансы бронетехники выжить после столкновения с барражирующими дронами-«камикадзе» резко сократились. Они будут стремиться к нулю после того, как на фронте начнут массово применяться «Ланцеты» следующего поколения.
Новинка, под названием Z 53, или Изделие 53, была представлена на форуме «Армия 2023». Дрон имеет ряд существенных отличий от предшественников: раскладывающиеся во время запуска из специального контейнера, а не катапульты, крылья, систему наведения, работающую в автоматическом режиме и способную самостоятельно идентифицировать и классифицировать цели, а также возможность действовать роем, совместно выискивая и уничтожая цели, сортируя их по военной значимости.
Это действительно очень здорово, и таких обновленных «Ланцетов» на фронте нужно по-настоящему много, чтобы они позволили быстрее осуществить перелом в пользу ВС РФ. Но каким может быть следующая эволюционная ступень беспилотников данного типа?
Hero
Интересующиеся беспилотной тематикой наверняка заметили некоторое внешнее сходство между продукцией российской компании ZALA, входящей в концерн «Калашников», и израильской UVision, разработавшей целое семейство разведывательно-ударных дронов Hero. В частности, «Ланцет 3» имеет многие общие черты с моделью Hero 400EC, на что давно обратили внимание в Израиле.
Сказано это не в укор, а напротив, молодцы наши, что заимствуют все самое лучшее, адаптируя под нужды фронта. Исходя из данной тенденции, можно попытаться спрогнозировать, как будут выглядеть и каким функционалом обладать все последующие модели «Ланцетов».
Так, израильские «герои» имеют несколько версий для ближнего боя. Дрон Hero 30 может находиться в воздухе до 30 минут, имеет общий вес 3 кг, дальность от 5 до 40 км и боевую часть весом всего 0,5 кг. Hero 70 может находиться в воздухе 45 минут, имеет вес 7 кг, боеголовку весом 1,2 кг и дальность 45 км. Hero 120 весит 12,5 кг, имеет дальность 40-60 км и боевую часть весом 3,5 кг, он может находиться в воздухе до 1 часа. В движение летательные аппараты приводят электродвигателями.
Для дальнего радиуса компания UVision разработала семейство более мощных дронов, запускаемых с автомобилей, кораблей или железнодорожных установок. Hero 250 имеет вес 25 кг, боевую часть весом 5 кг и дальность действия 150 км при возможности нахождения в воздухе 3 часа. Hero 400 весит 40 кг, его боевая часть составляет 8 кг, дальность полета 150 км, он может находиться в воздухе 4 часа. Hero 900 весит 97 кг, имеет боеголовку весом 20 кг, дальность действия 250 км и возможность находиться в воздухе до 7 часов. В отличие от своих младших собратьев, эти беспилотники оснащены бензиновыми двигателями.
Самыми мощными в линейке израильских дронов-«камикадзе» от этой компании являются модели HERO 900 и HERO 1250. HERO 900 весит 110 кг, имеет боевую часть весом в 30 кг, дальность полета свыше 150 км и может находиться в воздухе 6 часов. HERO 1250 весит 155 кг, обладает дальностью полета свыше 200 км и может находиться в воздухе до 10 часов. Его боеголовка весит уже 50 кг, что равняет его по ударной мощи с «Геранями». Эти беспилотники запускаются при помощи рампы, силовая установка – бензиновая. При необходимости боевая часть у них может быть заменена на парашютную систему, и тогда дроны-«камикадзе» HERO 900 и HERO 1250 превращаются из одноразовых «смертников» в многоразовые разведывательные дроны.
Заимствование израильского опыта в развитии семейства «Ланцетов» представляется разумным решением.
- Автор: Сергей Маржецкий
- Использованы фотографии: Пресс-центр госкорпорации «Ростех»