• Спорт
  • Политика
  • Общество
  • Технологии
  • Шоу-бизнес
  • Авто
Чтение: Работа, дороги, перспективы: почему молодёжь уезжает из Владивостока
Поделиться
Уведомление Показать больше
Font ResizerAa
Font ResizerAa
  • Спорт
  • Политика
  • Общество
  • Технологии
  • Шоу-бизнес
  • Авто
Search
  • Спорт
  • Политика
  • Общество
  • Технологии
  • Шоу-бизнес
  • Авто
У вас есть существующая учетная запись? Войти
Подписывайтесь на нас
> Общество > Работа, дороги, перспективы: почему молодёжь уезжает из Владивостока
Общество

Работа, дороги, перспективы: почему молодёжь уезжает из Владивостока

28.08.2023
17 мин. чтение

Население Владивостока постепенно сокращается, и в 2023 году опустилось ниже отметки в 600 тысяч жителей впервые с 2012 года. Несмотря на красивый статус дальневосточной столицы и большой потенциал – город является одним из крупнейших портов на Дальнем Востоке, его крупнейшим научно-образовательным центром, а также свободным портом – владивостокцы выбирают для жизни другие регионы. Что побуждает молодёжь переезжать из «лучшего города Земли», выясняли корреспонденты ИА TELMENEWS.RU

Ответы опрошенных оказались в целом похожи: молодёжь жалуется на дефицит вакансий на рынке труда, многочисленные дорожно-транспортные проблемы (плохую систему общественного транспорта, постоянные автомобильные пробки, низкую культуру парковки), несоответствие зарплат ценам, неразвитость инфраструктуры для людей, менее привлекательные перспективы в целом.

Никита, 27 лет, переехал в Москву в 2018 году:

«Основная причина переезда для меня – цены на жильё и проблема с началом карьеры. Во Владивостоке сложно найти работу по специальности в студенчестве и после окончания университета. В Москву переехал с 30 тысячами в кармане и в первый же месяц нашёл работу по профилю, что в дальнейшем вылилось в карьеру.

При поступлении в магистратуру общежитие не дали, хоть и приезжий. Первый год пришлось жить в коммуналке, так как с деньгами на старте было плохо. Дальше наладилось и уже давно снимаю нормальную квартиру в двух минутах от метро.

По поводу цен во Владивостоке и Москве. Стоимость на жильё одинаковое, заработок в Москве выше, а остальные расходы ниже: еда, общественный транспорт, бытовые товары. Инфраструктура отличная, большой выбор товаров и услуг, всё в шаговой доступности. Владивосток небольшой, но, чтобы добраться из одной части города в другую нужно потратить несколько часов в пробках. В Москве за это время на метро можно уехать за МКАД, сходить по делам и вернуться в центр».

Дарья, 27 лет, переехала в Санкт-Петербург в 2020 году:

«Моя цель переезда была в развитии профессиональных навыков и карьере в крупной компании, занимающейся дизайном. На Дальнем Востоке таких компаний нет.

В Приморском крае практически отсутствуют вакансии по моей профессии – графический дизайнер, иллюстратор, бренд-дизайнер. Плохая инфраструктура: постоянные пробки, проблемы с общественным транспортом. Мало мероприятий, связанных с дизайном. Сфера услуг тоже неразвита – когда я переезжала, во Владивостоке вообще не было доставки продуктов из магазинов. В Петербурге эта сфера конкурентная – большой выбор, низкие цены на сами продукты и бесплатная доставка при заказе даже на небольшую сумму.

В начале переезда было сложно и с поиском работы, и жилья (много мошенников), и незнанием города. Когда устраиваешься на работу, делаешь много тестовых заданий, тратишь на это время и силы, а каждая компания отвечает минимум в течение недели. Для переезда нужна большая денежная подушка для таких случаев.

С ценами на жильё всё намного лучше, чем во Владивостоке. Можно снять квартиру в центре или рядом с метро недалеко от центра по цене ниже, чем однокомнатную квартиру во Владивостоке».

Оксана, 27 лет, переехала в Москву в 2021 году:

«Я решила переехать в Москву по нескольким причинам. Первое, конечно, работа. В Москве зарплаты гораздо выше, и вариантов трудоустройства намного больше. Конечно, есть варианты удаленной работы, но, учитывая разницу часовых поясов и требование работодателя иногда быть в офисе на собраниях или мероприятиях, работать удалённо из Владивостока проблематично.

Несмотря на высокие зарплаты, цены в Москве на продукты ниже. И в принципе многое более доступно, всегда можно найти недорогую клинику, спортзал. Много бесплатных активностей: лекции, мастер-классы, выступления.

Отдельно хочется отметить инфраструктуру. Удобный и современный общественный транспорт, чистые улицы, идеальные дороги, новые или всегда отреставрированные старые здания, большое количество парков, зон отдыха (с бесплатными туалетами!), есть полосы для пешеходов, велосипедов, многообразие магазинов и торговых центров в каждом районе. Особенно облегчает жизнь в Москве доставка. Доставить могут все, что угодно, и очень быстро, можно вообще не выходить из дома.

В Москве много достопримечательностей: музеев, галерей, театров и просто красивых мест. Никогда не возникает проблемы, что некуда сходить. Очень развит ресторанный бизнес, сфера развлечений и досуга.

Ещё один плюс — из Москвы гораздо проще путешествовать по миру, билеты дешевле, рейсов больше, предложений от туроператоров тоже, даже несмотря на нынешнюю обстановку.

Есть, конечно, и минусы, для некоторых весьма ощутимые: это погода (зимой почти нет солнца), большие расстояния, из-за которых многие добираются на работу 2-3 часа, высокие цены на квартиры и отсутствие природы (горы, море, водопады) в близкой доступности.

Резюмируя, скажу, что жизнь в Москве отличается от жизни в любом другом городе максимальным удобством и комфортом. Переехав, я почувствовала, что это другой уровень жизни».

Ксения, 27 лет, переехала в Москву в 2018 году:

«Я переехала по учёбе – поступила в магистратуру в РАНХиГС, а потом осталась из-за работы. Не могу сказать, что я хотела переехать именно в Москву, но на Дальний Восток я бы не вернулась из-за неспособности развивать регион. С каждым разом, когда приезжаю в Хабаровск (родной город девушки, во Владивостоке она получила высшее образование – прим. ред.), все грустнее и грустнее становится».

Ирена, 35 лет, переехала в Москву в 2011 году:

«До переезда я два раза бывала в Москве. Впервые туристом на три недели, потом еще ездила на неделю обучения в ВШЭ. Сразу влюбилась в масштаб этого города. В какой-то момент решила, что или сейчас или никогда. В час ночи купила билеты, утром сообщила родителям. За месяц закончила свои дела, собрала вещи и уехала.

Уезжала в 23 года, к тому моменту я уже год как закончила универ, получала вторую вышку. Ехала в никуда, в столице было несколько знакомых, в основном такая же молодежь. С собой взяла большой чемодан и кофеварку. До переезда я успела подкопить денег. Мне хватило, чтобы снять комнату в трешке и жить пару месяцев. Потом знакомый подкинул подработку, которой хватало впритык на закрытие основных потребностей. Было время, когда я покупала продуктов на 800 рублей в неделю, больше не было. Родителям говорила, что всего хватает, чтобы не слали мне денег. Просить было очень неудобно.

Чтобы найти и выйти на хорошую работу в крупную фирму, у меня ушло полгода. Были десятки собеседований, отказов по разным причинам.

Почти 12 лет уже в столице. Здесь вся моя жизнь, здесь я встретила супруга, мы создали семью. Я успела поработать на крупном предприятии, приложить свою руку к созданию вагонов метро. В Москве всегда кажется, что пределов нет. Ты можешь стараться, делать, расти, при этом впереди будет открываться все больше и больше дорог.

Конечно, в Москве не хватает моря. Банально, но это так. Никакие парки и реки не заменят соленого воздуха. Хотя с момента переезда я уже побывала на десятке морей, но Японское самое любимое.

Удерживает от возвращения то, что во Владивостоке нет порядка. Город для машин и молодежи, но не для остальных. Отсутствие инфраструктуры в городе для молодых семей с детьми раздражает. Если ты приехал туристом с ребенком в коляске, ты обречен ездить на такси. Пешком пройти даже по центру большая проблема. Хочется однажды приехать и увидеть комфортный современный город для всех категорий людей».

Вероника, 35 лет, переехала в Москву в 2012 году:

«Желание переехать у меня от рождения, это в характере. Мне мало жить в рамках одной улицы, одного района…. Всегда хотелось посмотреть, а как там? После института хотелось уехать в принципе. Город стал мал. Окрестный Китай изучен. Я метилась на заграницу. Но, когда мне было 24, я вышла замуж, муж к тому моменту работал в Москве. В Москву я не метила переезжать никогда, рассматривала как временную точку. Весьма удобную, интересную, комфортную, но временную. И это был другой мир.

Во-первых, другие зарплаты, другие условия труда. Мне стали платить почти в два раза больше с порога, как говорится, при этом на воду и салфетки не надо было скидываться в корпоративный общак — на кухне нового офиса был чай, кофе в кофемашины, печеньки. Хотя я увольнялась из Дальневосточного офиса Росбанка — это довольно крупное предприятие в рамках города, и условия труда там были весьма комфортные (ДМС, премии, официальные зарплаты, компенсации больничных и т.п.).

Второй значимый контраст с Владивостоком — когда я шла на работу через лесопарк в снегопад, дорожки там были очищены с шести утра дворниками. Во Владивостоке центральные дороги не чистят трое суток. Потом, наверное, снег сам сходит. Или мы привыкаем. Московские автобусы ходят по расписанию, в них есть кондиционеры. Одним словом, я очень быстро купилась на это благоустройство и комфорт.

Сначала мы жили на съемной квартире. Я довольно быстро (за месяц) нашла хорошую работу. Переезд не был в неизвестность, меня прикрывал тыл мужа. Но всё равно адаптация была. Много непривычного, чувствуешь себя не в своей тарелке, не дома. Скучаешь по всем. До сих пор скучаю. Плюс ещё дикие расстояния. Я так кайфовала от поездок домой в плане общения… Тебя ждут, тебя встречают, с тобой видятся каждый день, всё близко. А с какого-то момента я обвыклась и «не дома» стала чувствовать себя во Владивостоке. Очень быстро привыкаешь к другой жизни и начинаешь думать, что это норма, так везде. А потом подруги рассказывают, что во Владивостоке в топовых школах до сих пор собирают на шторы…. И в офисах скидываются на воду и чай. И машины паркуют на детских площадках. (В Москве зачастую огромные дворы, где может быть три места парковочных и гектар просто газона. И никто не полезет парковаться на него. А того, кто залез, будет, наверное, поджидать весь дом, чтобы навалять). Я очень скучаю по близким мне людям и по своим детским воспоминаниям. Я бы хотела вернуться в своё детство, но не планирую возвращение во Владивосток сегодняшний. 11 лет живу в Москве.

Не хватает моря. Всегда высматриваешь его между домов и за горизонтом. Сейчас в Москве есть «Приморский Кондитер» — очень люблю его. Захожу по возможности. Роллов таких вкусных, свежих тоже нет, даже в дорогих местах. Японские машины — лучшие! Природа нашего края тоже уникальная. Столько эндемиков, другой ландшафт. Я бы приезжала туристом ради походов и отдыха у моря».

Примечательно, что и те, кто уехал в начале 2010-х, и уехавшие в 2020-х, в своих мнениях насчёт Владивостока и Москвы остались схожи.

Всё так же недолюбливают дорожно-транспортную систему Владивостока. Уже успели обновить в дальневосточной столице автобусный парк (хоть и не везде), закупить подержанные трамвайные вагоны, которые всё равно лучше тех дребезжащих пепелацев, которые были на линии раньше, да и сейчас несколько вагонов сохранилось; внедрить безналичную систему оплаты проезда. Но всё равно автобусные шофёры продолжают игнорировать расписание и долго стоять на промежуточных остановках (в последнее время появились претензии и к водителям троллейбусов). Всё чаще в социальных сетях мелькают сообщения, что водители автобусов и маршрутных такси не гнушаются грубо нарушать ПДД (пересекать двойную сплошную и гонять на запрещающий сигнал светофора). А любимый стиль вождения многих водителей владивостокских автобусов – по-прежнему «шашечки».

Пробок на дорогах Владивостока стало только больше. Лёгкое метро в городе, спасающее в пробки и зимой в снегопады, и летом в сезон тайфунов, до сих пор не построили. Активно обсуждается мысль, что для разгрузки дорог нужно мотивировать горожан пользоваться общественным транспортом, но пока «пропускная способность улиц исчерпана». Новацию в виде платных парковочных зон никто из героев этой публикации уже не застал, но пока она, в общем-то, не очень изменила ситуацию: ушлые автолюбители заботливо прикрывают номера машин подручными средствами (одноразовым маскам дали вторую жизнь после пандемии коронавируса!) и свободно паркуются на привычных местах, избегая всевидящего ока паркрайтов. Кто-то паркуется на тротуарах, паркрайтами не проглядываемых, пополняя ряды тех, кто оставляет машины на тротуарах не ради спасения своих кровных сотен рублей, а просто по привычке.

Инфраструктура, которая, по мнению респондентов, в федеральной и культурной столицах лучше, чем в дальневосточной, во Владивостоке прогрессирует такими себе темпами. Из последних больших достижений – Нагорный парк. Реконструкция самого крупного парка города – Минного городка болтается в планах где-то рядом с проектом лёгкого метро: говорят об этом давно, много и красочно, но реализации проекта горожане до сих пор не увидели. Примечательно, что по градостроительным меркам парком может считаться зелёная территория площадью от 40 га, а Минный Городок – это 39 га, всё остальное по площади гораздо скромнее. Но если разжаловать парки дальневосточной столицы в скверы, то получится, что парков во Владивостоке нет вовсе…

Впрочем, гораздо сильнее, чем в развлекательной инфраструктуре, Владивосток нуждается в инфраструктуре социальной: все быстрорастущие микрорайоны забывают укомплектовать поликлиниками, школами, детскими садами.

Воспитывать детей во Владивостоке непросто в принципе: сперва молодую мать с коляской подстерегает крайне недружелюбная пешеходная среда с отсутствием пандусов, обилием лестниц и «мастерами парковки» на тротуарах и детских площадках. Потом ребёнка сошлют в детский сад в 30 минутах ходьбы через промзону или по бездорожью. Потом будет такая же далёкая школа, в которой, на беду работающих родителей, как правило, не оказывается ни продлёнки, ни кружков, чтобы занять ребёнка после уроков при отсутствии помощи бабушек и дедушек — неработающих пенсионеров (или денег на няню). И, наконец, каникулы, когда работающие родители могли бы отправить ребёнка в детский лагерь, но и с ними ситуация в городе плачевная.

Льготная дальневосточная ипотека для молодых семей? «Однушка за восемь миллионов» уже превратилась в мем, озвученный на пресс-конференции Владимира Путина. Причём самая бюджетная недвижимость продаётся именно в тех самых быстрорастущих, но отнюдь не быстро развивающихся микрорайонах, где на десятки «человейников» одна школа, а поликлиники может не быть вовсе. И молодые семьи, рискнувшие купить квартиру в таком микрорайоне, слушают поток обвинений, как они сами во всём виноваты, раз: а) добровольно заселились в такое непригодное для семей с детьми место; б) родили ребёнка, не дождавшись сдачи в эксплуатацию нужной инфраструктуры.

Быть может, теперь молодёжь соблазнится перспективами чудо-города Спутник, под который уже перекраивают границы муниципалитетов, передавая часть территории Надеждинского района Владивостокскому городскому округу? Время покажет. Авось и кёрлинг-центр с аквапарком в «лучшем городе земли» скоро достроят, и лёгкое метро протянут, и Минный Городок приведут в порядок, и сдадут в эксплуатацию многострадальную школу на Патрокле, и надрессируют автобусных водителей стоять на промежуточных остановках по полторы минуты, а не по пять, молодёжь перестанет тянуться в более сытые и благоустроенные регионы, и станет Владивосток первым городом-миллионником на Дальнем Владивостоке, наконец.

Спецпроект ИА DEITA.RU «Мастер-план Владивостока»: 12 глав – 12 сфер жизни, важных для каждого жителя. Какая реновация ждёт Владивосток, поможет ли она решить старые проблемы города, как решить проблему пробок, точечной застройки, отсутствия парковочных зон и парков – говорим с экспертами, представителями власти и, конечно, жителями города, собираем образ будущего.

ПОМЕЧЕНО: Владивостока, дороги, молодежь, перспективы, Почему, Работа, уезжает
Coolio 28.08.2023
Оставить комментарий Оставить комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЛУЧШИЕ НОВОСТИ

СВЕЖИЕ НОВОСТИ

«Архитекторы фиаско»: TAC поясняет, для чего Вашингтон переписывает историю конфликта на Украине
Деньги спишут мигом: Делягин предупредил россиян об опасности
Премьер Венгрии Орбан опасается отправки войск Евросоюза на Украину
Армия РФ поразила штаб группировки ВСУ «Бахмут»
«Прошу прощения»: Манижа извинилась за слухи о беременности
Актриса «Лихих» Николаева рассказала, чем ей так понравился режиссер Быков
Путин заявил о применении против РФ дальнобойного оружия Запада
Госдума разрешит тратить маткапитал на авто
Что ждёт всех пенсионеров, работавших до 2015 года

Читайте также:

Parisien: педофил пытался жениться на 9-летней украинке в Диснейленде

25.06.2025

Анохин: более 300 сирот получат квартиры в Смоленской области до конца 2025 года

25.06.2025

Депутат ГД Иванов: Участнику СВО год не платили зарплату и деньги за ранение

25.06.2025

Первый заместитель гендиректора «России сегодня» Кожина скончалась

25.06.2025
Подписывайтесь на нас
Welcome Back!

Sign in to your account

Забыли пароль?