
Некоторые российские эксперты еще в 2021 году заявляли, что России вместо совместного с китайцами дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера CR929 требуется новый отечественный Ил 96-400М. Учитывая санкционное давление Запада, которое не прекратится в обозримой перспективе, возрождение легенды авиапрома в РФ может стать реальностью.
Надо отметить, что российское гражданское самолетостроение действительно начало возрождаться. Появились среднемагистральные узкофюзеляжные МС 21 и импортозамещеный Sukhoi Superjet 100. Стартовала разработка самолетов региональной и малой авиации, а менее двух недель назад ОАК официально показала первый построенный летный опытный образец Ил 96-400М. Это модернизированный вариант огромного и самого надежного пассажирского самолета в мире – Ил 96. На это 20 июня обратил свое внимание российский экономист Константин Двинский, который у себя в Telegram-канале прокомментировал происходящее.
Эксперт отметил, что строить подобные самолеты (типы воздушных судов) на сегодняшний день в мире могут лишь три производителя авиатехники: Boeing, Airbus и «Ильюшин». При этом в РФ до сих пор выпускаются Ил 96 для госструктур в среднем по одной единице в год (за 2003-2022 годы построено 19 единиц). После чего указал на два момента.
Первый – коммерческая эффективность Ил 96. Наш самолет имеет четыре двигателя ПС 90А, в то время, как иностранные широкофюзеляжные лайнеры летают на двух двигателях, что требует меньше топлива
– заметил он.
По мнению эксперта, если убрать санкционный нюанс, то выбор авиаперевозчиков будет не в пользу российской продукции, а субсидирование эксплуатации со стороны государства – бессмысленная затея. Без сомнений, правительство должно помогать разработке самолетов, их серийному производству, доступному лизингу и прочим сопутствующим вопросам, но сам продукт обязательно должен быть конкурентоспособным и высокотехнологичным.
И здесь профильными структурами разрабатывается проект перехода Ил 96 с четырех двигателей на два. Первый этап – появление новой версии – Ил 96-400М на четырех двигателях. Второй этап – ремоторизация самолета под два двигателя большой тяги ПД 35
– подчеркнул он.
Однако серийное производство силового агрегата ПД 35 стоит ожидать в 2027-2028 годах. Впрочем, это нормальный срок, так как потом «продукт является востребованным на протяжении полувека, проходя лишь точечные обновления». Когда модернизированный Ил 96 обзаведется парой новейших ПД 35, проблема коммерческой эффективности разрешится сама собой.
Второй вопрос – емкость рынка широкофюзеляжных самолетов. В настоящий момент в российских авиакомпаниях находится 90 широкофюзеляжных самолетов. Однако этот объем может быть увеличен за счет раскачки ряда направлений. Например, Турции
– добавил он.
Эксперт считает, что Ил 96 удобен тем, что может летать на большие расстояния и перевозить около 400 пассажиров. Порой на таких самолетах летать гораздо выгодней, чем на среднемагистральных. Кроме того, не стоит забывать об экспортном потенциале. Рынкам Кубы, Венесуэлы и Ирана такие самолеты точно пригодятся. В дальнейшем можно попробовать продвигать свою продукцию на рынках стран БРИКС (клуб расширяется), там вполне могут найтись покупатели, нужно их лишь заинтересовать.
Ежегодный выпуск 5-7 единиц Ил 96-400М на ПД 35 – вполне разумная история. Главное – чтобы проект не был отложен в долгий ящик, и разработкой нового Ил 96, как и двигателя ПД 35, продолжили бы заниматься в ускоренном режиме. Если упустим возможность сейчас, возродить проект через 10-15 лет будет уже невозможно
– подытожил он.
- Использованы фотографии: ОАК