
Этот апрель не перестаёт неприятно удивлять новостями об антиобщественных, хулиганских и откровенно преступных выходках школьников, в том числе малолетних. Этими делами занимаются полиция, прокуратура, Следственный комитет, а одно из дел даже дошло до главы центрального аппарата Следственного комитета Александра Бастрыкина. Совпадение ли это, откуда в школьниках, многие из которых растут в благополучных на первый взгляд семьях и на учёте в ПДН не состоят, столько жестокости, разбиралось ИА TELMENEWS.RU
Напомним последние инциденты с участием школьников, которые происходили по всему Приморскому краю.
Сперва отличились Владивосток и его пригород – посёлок трудовое. В Трудовом общественность взволновала школа № 79, а точнее, один из седьмых классов, в котором, как выяснилось, в течение года травили одну из учениц. Мать девочки пыталась добиться решения проблемы, доведя дело до городских чиновников сферы образования, те докладывали о большой проделанной работе: различным командным играм, тренингам, консультациям и т. д., – но эффект оказался даже не нулевым, а отрицательным. Как рассказывала мать ученицы, толпа одноклассников и несколько старшеклассников заперла девочку в туалете, где сильно избила.
Затем один из учеников проблемного класса попытался сорвать урок, не реагировал на замечания учителя, а когда тот рассвирепел и попытался вытолкать ученика из класса, ударил его, в итоге между учителем и учеником завязалась потасовка.
Следственный комитет проверяет эти конфликтные ситуации по признакам преступлений, предусмотренных статьями 116 УК РФ (побои) и 213 УК РФ (халатность). Также к уголовному делу о побоях может привести инцидент, в котором от озверевших ровесников пострадал 11-летний ученик другой владивостокской школы, № 64. Мальчика избила толпа других школьников (по некоторым данным, учеников другой школы). Экзекуцию сняли на видео, разместив в одной из популярных у подростков социальных сетей.
Четвёртый инцидент, случившийся в Большом Камне – это целый букет уголовных статей, помимо побоев и халатности, тут речь ещё и о хулиганстве (статья 213 УК РФ). Разношёрстная свора малолетних школьников (ученики 5-7 классов школ №№ 1 и 3, мальчишки и девчонки) издевалась над женщиной, тоже снимая это на видео. Её оскорбляли (самым цензурным обращением в её адрес было, пожалуй, слово «шлюха»), мешали ей выйти из подъезда, плевали в неё даже пнули в спину.
Наконец, в пгт Липовцы Октябрьского района 13-летняя девочка избила 11-летнюю под ободряющие крики своих товарищей. По версии следствия, видимых причин наброситься на девочку у драчуньи не было; в социальных сетях пишут, что девочка поплатилась за то, что вступилась за свою подругу, которую оскорбила компания других детей во главе с агрессоршей. Примечательно, что в избиении непосредственное участие принимала только одна школьница, дело расследуется по статье о групповом хулиганстве. Именно это дело держит на контроле Александр Бастрыкин.
Как комментируют эти дикие инциденты психологи, детишек с хулиганскими замашками хватало во все времена, однако современным родителям стоит задуматься, сколько времени они проводят с детьми и что в них вкладывают. Если ребёнка не воспитывают родители, его «воспитает улица», и в данном контексте это исключительно негативный эффект. Так, семейный психолог Наталья Астахова отмечает, что «жестокость – это программа на уничтожение и отсутствие человечности, принятия и любви к себе и ближнему», и этим «вирусом» дети заражаются в семье, где родители сами демонстрируют жестокое поведение вместо того, чтобы научить с уважением относиться к себе и другим людям.
Практикующий детский психолог Анастасия Еркина рассказала в подробном комментарии ИА DEITA.RU, что неумение сдерживать эмоции, в том числе негативные, подросткам свойственно физиологически.
Подросток с психологической точки зрения – то уже не ребенок, но еще и не взрослый. Дети уже хотят наслаждаться свободой и возможностями взрослого, но еще не готовы нести полную ответственность за свои поступки. Главная задача возраста – это научиться общаться и работать в команде. Именно поэтому для подростков так важны сверстники, они так любят объединяться в группы. Подросток еще не знает, какой он, кто он, чего он хочет от жизни, а в группе сверстников он находит поддержку и понимание, обретает чувство принадлежности, нужности и ценности своего «Я».
Поэтому, когда подросток сталкивается с другим подростком, который не разделяет его интересов, отличается от него или вовсе по каким-либо критериям его внутренней самооценки превосходит его, школьник стремится защитить себя и свое восприятие себя. Некоторые подростки изолируются от сверстников, становятся нелюдимыми, кто-то погружается в учёбу, самообразование, хобби и т. д., а кто-то уходит в агрессию и неадекватное поведение.
«Подростковый возраст – это не только период психологического становления личности, но и изменение гормонального фона, физиологических перемен. В таком состоянии детям сложно контролировать свое поведение, эмоциональные проявления, поэтому агрессия проявляется максимально ярко и безжалостно, а с учётом безнаказанности такого поведения буллинг может принимать самые жестокие формы», рассказывает эксперт.
Но почему же одни подростки чрезмерно агрессивны и жестоки, а другие нет?
«Агрессивное поведение – это всегда продукт семейного воспитания. Если подростка бьют дома, унижают, оскорбляют и не считаются с ним, то он подсознательно будет искать жертву в своем окружении, чтобы выплеснуть на неё все свои обиды, страхи и злость. Поэтому зачастую специалисты школ и других образовательных учреждений оказываются бессильны, ведь пока семья не пересмотрит свои воспитательные методы и не изменит свое отношение к подростку – ничего не изменится. Психологи школ могут сколь угодно проводить различные тренинги, индивидуальные занятия с такими детьми, но пока жизненная ситуация ребенка будет наглядно демонстрировать, что для того, чтобы выжить, нужно драться, никаких изменений не произойдет. А семья таких подростков зачастую не готова работать над собой и меняться», предупреждает психолог.
В качестве резюме Анастасия Еркина предлагает во избежание конфликтных ситуаций учить ребёнка выражать эмоции безопасным для окружающих образом, развивать его эмоциональный интеллект, не забывать и про его физическое развитие в соответствии с особенностями и возможностями ребёнка. Не для того, разумеется, чтобы совершать «превентивные удары» по обидчикам, а чтобы чувствовать себя увереннее и – если агрессор уже решил применить силу – дать физический отпор. И, конечно же, развивать и поддерживать доверительные отношения с ребёнком, чтобы он не замалчивал ухудшающую обстановку в коллективе и не боялся делиться проблемами.
Но что делать, если на родителей в этом надежды нет? А этот вопрос остаётся открытым. По мнению ИА DEITA.RU, может помочь, вероятно, формирование более дружелюбной атмосферы в школах – чтобы дети не видели агрессию хотя бы там, и развитие детского досуга, внеурочной и внешкольной деятельности – чтобы дети не уходили в агрессию на фоне своих подростковых проблем потому, что других возможностей «снять угрозу со своего «Я» у них нет.