
pixabay.com Общество
Руководители крупнейших концертных агентств рассказали РБК, как изменился их бизнес на фоне СВО, и что повлияло больше — коронавирус или геополитика.
В марте 2022 года доля концертов иностранных исполнителей опустилась ниже 1%, хотя даже в период пандемии в 2020 году этот показатель составлял 3%, в 2019-м — 20%. За отмененные шоу у организаторов образовались долги перед зрителями на сумму более 8 миллиардов рублей.
На фоне геополитических событий ряд российских артистов отказался от выступлений. Некоторых исполнителей признали иноагентами и запретили выступления. Это привело к тому, что организаторы стали предусматривать в договорах ограничения относительно заявлений на политические темы.
— По предварительным подсчетам, Москва потеряла порядка 700 тыс. «качественных людей»: не только сотрудников концертной индустрии или артистов, но и целевой аудитории, которая регулярно ходила на концерты. Мы для себя приняли решение остаться и продолжать развлекать людей во что бы то ни стало теми возможными честными способами, которые у нас имеются, — заявил руководитель агентства TCI Эдуард Ратников.
Глава PMI Евгений Финкельштейн отметил, что отрасль переживает не лучшие времена. Он объяснил, что в России перестали выступать не только исполнители, которые не поддержали СВО, но и украинские артисты. Финкельштейн заявил, что оставшиеся на сцене российские группы и артисты «чувствуют себя прекрасно». Он добавил, что сейчас отрасль ориентируется на другие творческие форматы: шоу, выставки, симфонические оркестры.
По мнению экспертов, последствия ухода зарубежных исполнителей нанесли отрасли больший ущерб, чем коронавирус. Однако представители бизнеса выразили надежду на то, что смогут подстроиться под изменившиеся обстоятельства.